karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Haute Couture от механизмов

Для кого работают современные дизайнеры моды? Для нас с вами? Неправильно. Прежде всего, они работают ради идеи, на новое время и на себя, создавая платья для роботов и автоматы для моды.
Инновации в Haute Couture, самая интересная хай-тек одежда, высокая мода на полупроводниках и на основе нано-технологий еще вчера была уделом фантастов, а сегодня стало экспонатом музейных залов. Выставка «Механическая мода» проходит в Музее Дизайна в Холоне и для ее описания требуется не только такие слова, как «вдохновение», «портняжное искусство» или хотя бы «выкройка», а микротехнологии, бионическая терморегуляция и светодиоды.

Для увеличения нажми на меня!

 

В истории костюма, насчитывающей столько же веков, сколько и история человечества, придумать что-то принципиально новое почти невозможно. Штаны по-прежнему натягивают на ноги, а головы украшают шляпами. Еще в 1960-е годы Пако Рабан говорил, что, то единственное, что осталось моде - это поиск новых материалов. В экспериментальном дизайне начинают применяться "умные" ткани. Они комфортнее, чем кожа, - греют в мороз, охлаждают в жару и даже меняют размеры в зависимости от температуры. Платья реагируют на дуновение ветра, и их украшают уже не вышивками, а сенсорными датчиками. Одежду можно связать с компьютером посредством USB, жакеты становятся плейерами, а пиджаки бьются током.

«Механическая мода» - третья выставка в Музее Дизайна со дня его открытия (с марта этого года его посетили более 50. 000 человек) – международная, оригинальная и специальная, то есть собраны на ней не случайные экспонаты, а специально отобранные к этой экспозиции. А отобрали их, просеяв сквозь фильтры множество чудо-новинок, два американских куратора-дизайнера - Джинджер Грегг Догган и Юдит Хосс-Фокс (Ginger Gregg Duggan и Judith Hoss Fox), называющие себя –"Curatorsquared", поставившие своей целью подобрать для участия в «Механической моде» художников, изобретателей, дизайнеров, сочетающих в простой майке новейшие материалы, технологии и механизмы. Высокая мода требует высокого IQ, а творцы Haute Couture превратились в инженеров стиля.

Для увеличения нажми на меня!

С механической модой невозможно не столкнуться, потому следует ее изучить посредством механизмов, процессов и идей, показанных в Музее Дизайна, в которых можно и стоит разобраться, как и в том, как дизайн влияет на образ жизни и какое место он занимает в современной культуре.

Собрать в музее можно что угодно, но в каком контексте показать и преподнести это зрителям – решают кураторы, в данном случае ставшие соучастниками творческого процесса формирования нового порядка вещей в моде вместе с художниками и дизайнерами. Только что на кураторах лежит большая ответственность – они формируют общественное мнение в вопросе «а что делать человечеству с механической модой?».

Для увеличения нажми на меня!

На протяжении веков высокая мода была символом роскоши, эсклюзивности, символом причастности, особого качества. Высокая мода - это ручная работа, точность, выбор. Так было. А ныне все напропалую одеваются casual, в массовый пошив фабричного производства, в стандарт с конвейера.

Механическая мода завоевывает прочные позиции, скоро мы станем одеваться «под роботов», а роботы – под людей. Или будем создавать костюмы спреем из балончика – такая возможность уже существует. Дизайнеры и модельеры переходят на механическую моду, сочетая творчество, искусство, новейшие технологии и эффективные механизмы.

Догган и Фокс считают, что понятие «Механическая мода» определяют не только инструменты или механизмы, как средства дизайна. «Механическая мода» - это двигатель современного дизайна (раньше им были ножницы) Потому для участия в этой выставке приглашены дизайнеры, использующие современные изобретения не только из-за их удобства или эффективности, а потому что они позволяют по-новому оценить форму, ткань, силуэт, создать принципиально новые вещи. Механизм становится соучастником процесса конструирования и творчества.

Звучит страшновато - технологии вторгаются не только в наши головы, но и к нам под юбки. Автоматы заглядывают в декольте. Но участники выставки относятся к сему явлению благосклонно – как к части нынешней культуры моды. Молодые дизайнеры обращаются к механизмам за помощью и утверждают, что провода и батарейки стали для них источниками вдохновения, открыли новые горизонты и знаменуют начало новой эры, еще не изученной, но уже давшей зримые результаты.

Участники выставки «Механическая мода» в Музее дизайна в Холоне:

Художник Дома моды Issey Miyake, креативный директор марки, знаменитый японский дизайнер Даи Фудживара (Dai Fujiwara), использующий для создания своих уникальных моделей графику и видео-анимации. Когда Фудживара, проводил свои исследования, посещая швейные фабрики, у него родилась идея принципиально нового процесса создания одежды. Концепция была поистине уникальной: единый цикл производства моделей от начала и до конца на ткацком или вязальном станке с компьютерными программами.

Британский инженер и промышленный дизайнер Джеймс Дайсон (тот самый знаменитый изобретатель пылесосов и вентиляторов Dyson) предлагает новую линию одежды Dyson A-POC, при проектировании которой были использованы детали его знаменитого пылесоса. Дайсон - пример гениального изобретателя, построившего бизнес благодаря инновационным продуктам. Кстати, Дайсон уже несколько лет сотрудничает с Иссеем Мияки и они вместе издают сетевой журнал The Wind.

Для увеличения нажми на меня!

Модельер обуви из Голландии Марло тен Брёмер, кроит туфли из цельного куска кожи, без единого шва, а подошву делает из нержавеющей авиационной стали. Цену на ее обувь лучше не знать, к тому же она - совершенно непрактична. Марло делает обувь из материалов, используемых обычно в самолетостроении, а кожу складывает как бумагу в оригами или как части конструктора, используя особую технологию, разработанную израильской фирмой «Обджет», занимающуюся трехмерными моделями.

Для увеличения нажми на меня!

Англичанка Шелли Фокс (Shelley Fox) провела научное исследование, базирующееся на работах нобелевского лауреата сэра Питера Мансфильда о социальной обсессивности по поводу внешнего вида – как худеть и что носить? Она обследовала добровольцев едва ли не с помощью магнитно-частотного резонанса и в результате сшила для них наряды из старых «винтажных платьев», разодрав их перед этим на лоскуты. Сшила так, что грубые швы напоминают маркировки, которые делает пластический хирург на телах пациентов перед операциями.

Для увеличения нажми на меня!

Китаянка Юинг Гао (Ying Gao) – не просто дизайнер, а ученый-модельер. Будучи профессором Университета Квибека в Монреале, она исследует «эстетический потенциал слияния моды, искусства и технологии». Проявляется это в дизайне вещей, напоминающих инсталляции или ожившие картинки: бумажные модели кукольных платьев, оригами или кадры из мультфильма Миядзаки. Доходит до магии: ткань визуально превращается в листы бумаги, чтобы передать «дуновение ветра» или «изобразить игру света». Не одежда, а учебник по философии. Гао придумывает концептуальные интерактивные платья по типу «дотронешься – закачаешься». Эти платья, благодаря материалам из которых они сшиты, меняют форму в зависимости от интенсивности освещения и дыхания.

Для увеличения нажми на меня!

Американка Элис Санторо ткет материал сама - на старинном ткацком станке. Но прядет не из нитей, а из магнитных лент из старых кассет, создает звуковую ткань из кассетной пленки. Ее платья в буквальном смысле несут в себе старые записи, память о песнях, об ушедшей музыке и забытых словах. Старые аудиозаписи превращаются в платья-голоса, для чего Элис сплетает пленку из аудиокассет с другими волокнами. Ее платья, сумки и даже зонтики могут вспомнить о своем музыкальном прошлом.
Чтобы ткань зазвучала, по ней следует провести "плейером", точнее — магнитофонной головкой, объединенной в карманном приборе с усилителем и динамиком. Перемещая устройство по ткани, можно услышать совокупное звучание пяти, а то 20 дорожек. Санторо признает, что получающиеся «звуковые коллажи» походят на проигрывание грампластинки задом наперед, да еще и с серьезными искажениями. Но ее музыкальная ткань - Sonic Fabric - была признана "абсолютно невероятным продуктом". Изделия из "звуковой ткани" пользуются спросом, к ним проявила интерес корпорация Nissan, а их изобретатель прославилась. В будущем Санторо надеется сделать ткани, которые могут воспроизводить не какофонию, а понятные звуки, и работает с другими художниками над созданием компактного "проигрывателя ткани".

Для увеличения нажми на меня!

KOBAKANT – это пара двух молодых творческих дам-дизайнеров Мики Сатоми и Ханны Пернер-Уилсон (Mika Satomi и Hannah Perner-Wilson), придумавших музыкальные майки под названием «8 шагов». Простые футболки из дешевых тканей, к которым в качестве декоративного аксессуара приторочен «музыкальный механизм» на солнечных батарейках, ставший украшением незатейливых маек. «Иду и пою» в действии за 8 шагов, 8 этапов. Универсальная версия «сделай сам»: Сатоми и Уилсон предлагают наборы - инструменты и инструкции - для тех, кто сам хочет сделать свою майку музыкальной.

Для увеличения нажми на меня!

Деспина Пападопулос из «Студио 5050» – дизайнер и основатель «Студио 5050» - показывает «Платья племени масаев», на создании которых ее вдохновили нагрудные украшения женщин этого африканского племени. Стоит ли говорить, что и ее платья поют, звук связан с движением, а электрические проводки незаметно вплетены в ткань?

Патрик Киллоран шьет простые T-майки. Но небольшое добавление из металлической сетки превращает эти майки в камеру-обскура. Когда человек в такой майке заглянет в собственное декольте, то он увидит образы, проецирующиеся на его собственную кожу.

Для увеличения нажми на меня!

Седрик Флажински (Cedric Flazinski) придумал нечто – одежду и обувь с индивидуальным характером и стилем, абсолютно точно подходящую потенциальному носителю этого нечто. Потому как перед тем, как для некого носителя будет сшито нечто, некто ответит на подробнейшую анкету и потом на свет появится одежда, полностью отвечающая характеру, устремлениям и чаяниям своего владельца

Дизайнер и художник Саймон Торогуд (Simon Thorogood) представляет «формы саунда» - одежда подбирается под музыку в зависимости от темпа и гармоний.

Для увеличения нажми на меня!

В «Механический моде» принимают участие и израильтяне. Яэль Тараган с ее «Рассказами из одежды – Биометри, Биографи» - рассказами о тех, кто создавал ткани и материалы в течение веков. Дана Фарбер и Галя Розенфельд с работой «Копификция», идея которой - дигитальное копирование одежды и повторная трехмерная печатью – нечто вроде музыкальных ремиксов.

Сайт Музея Дизайна в Холоне – www.dmh.org.il. Телефон кассы – 073-2151500. Часы работы: понедельник, среда – с10.00 до 16.00, вторник, четверг – с 10.00 до 20.00, пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с10.00 до 16.00. Адрес: Холон, улица Пинхас Аялон, 8. Вход - 35 шекелей.

Маша Хинич, tarbut.ru
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments