karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

"Public Domestica"

Какой должна быть архитектурная выставка? Прежде всего - визуально яркой и привлекательной. Такой, чтобы как зашли, так сразу и захватило дух от картонного дворца, нарисованной виньетки с вылепленной капителью или небоскреба - пусть модель будет размером со спичечный коробок!
Выставка, посвященная известному израильскому архитектору Дову Карми в тель-авивском павильоне современного искусства имени Елены Рубинштейн сделана в духе современности – чересчур минималистки и лаконично. До того просто, что экспонаты сложно разглядеть.

Для увеличения нажми на меня!

 

Выцветшие чертежи под стеклом на стенах между огромными стеклянными же видео-экранами. Взгляд скользит, не за что ни цепляясь - а ведь Дов Карми хоть и ценил открытый бетон, прямые углы и то же стекло, и был причастен к модернизму, не меньше ценил и бюргерский уют. Недаром выставка названа "Доместика цибурит" – "Public Domestica", что в вольном переводе сразу с нескольких языков означает нечто вроде "Домашности для всех" или "Общественного чувства дома".

Выставка "Доместика цибурит" напоминает хрестоматию – скучную и дидактичную. А ведь израильская архитектура отличается пусть не буйством, но безумством, выраженном в эклектичности, в поразительных идеях, в не менее поразительной безвкусице, в ужасе дешевого строительства и в вычурности дорогого, во всех существующих стилях - от мавританского до модернового с обязательным баухазом посередине. Дов Карми, работавший в Израиле в 1930-1960-е годы, прежде всего строил для людей. Его проекты в Тель-Авиве в Иерусалиме не только стали частью городской застройки, но и частью облика страны – посему прилежно описаны в энциклопедиях и практических учебниках. Его стиль – это простота, прямые линии, комфорт и уже упомянутый лаконизм . Этого же стиля придерживались оформители выставки, но на сей раз такой подход не сработал, потому посетить эту выставку если и можно, то вот по каким причинам:

Первая – вас попросили о ней написать в редакции.
Вторая - вы студент архитектурного факультета или архитектор, еще не потерявший в суете буден интерес к творчеству коллег.
Третья – у вас огромный запас терпения, вы искренне хотите узнать, кто такой Дов Карми и располагаете по меньшей мере пятью часами свободного времени, которое намерены провести перед видео-экранами и выцветшими иллиметровками, изящно размещенными в шахматном порядке.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

По "Доместика цибурит" ходить надо медленно, вникая в детали чертежей и фасадов, и уже располагая следующей информацией:
Дов Карми – известный израильский архитектор. Родился на Украине, в местечке Жванец около Каменец-Подольска в 1905 году – еще в старое время. Умер в Тель-Авиве в 1962-м, уже в новую эпоху. В Эрец-Исраэль приехал из Одессы в 16 лет. Учился в "Бецалеле", а позже – во второй половине 1920-х годов – в Генте в Бельгии в Высшей технической школе. С начала 1930-х годов вместе с Зеэвом Рехтером - апологетом функциональности в архитектуре, значительно влиял на формирование современного стиля израильской архитектуры. По проектам Карми построены в Тель-Авиве здание Гистадрута в 1953-м году, здание Филармонии – то самое, что многие пренебрежительно называют "Гейхал ха-тарбут", а следует уважительно – Аудитория имени Фредерика Манна (1957-й год). Здание компании "Эль-Аль" - ныне уже совсем некрасивое, даже страшноватое, но бывшее когда-то и новехоньким и новейшим. Административный корпус Еврейского университета в Иерусалиме, здание Кнессета, которое было закончено уже после смерти Дова Карми - в 1966-м году. Кстати, вот дополнительная информация для будущих посетителей выставки – знаете ли вы, почему здание Кнессета напоминает греческий акрополь? Да потому, что Грециябыла первой демократией в истории, а Израиль – первая демократия на Ближнем Востоке. И это не шутка, а задумка отцов-основателей! Где ныне такие простые светлые идеи?

Карми был первым из израильских архитекторов, получившем Государственную премию Израиля – в 1957-м году (архитектурными премиями отмечены и его сын Рам и дочь Ада– также оба архитекторы).
Свое архитектурное бюро в Тель-Авиве, в городе, который он застраивал последующие три десятилетия, Карми открыл в 1932-м году. А в Иерусалиме выступал партнером в различных компаниях.

На выставке "Public Domestica" – конкретной и документальной – можно увидеть чертежи и сметы, система планирования и проектирования, узнать, что Карми состоял в архитектурном товариществе (1949-1955), боровшемся с местной косностью мышления за будущее в духе идей Мартина Бубера. Карми был функционалист и учитывал местный климат (сильно изменившийся в этом году). Потому фасады его жилых и общественных зданий напоминают стены-экраны, давшие тень и защиту.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

В начале 30-х годов Карми спроектировал в Тель-Авиве несколько многоквартирных домов, ставших образцовыми в Белом городе. Их и сегодня можно увидеть и даже потрогать на улице Гордон, 9 и Идельсон, 29. Застройка улицы Губерман велась с 1948 по 1959 го; ха-Шофтим в 1950-м и улицы Беэри в 1960-1962-м годах при сотрудничестве архитекторов Арье Шарона и Биньямина Идельсона. Сейчас эти дома смотрятся как искусная татуировка на фоне стеклянных башен. Дов Карми прививал буржуазную, бюргерскую культуру жилья в двух своего консензуса - единый фасад, единая линия с улицей, объединенные участки. Что-то из задуманного осталось в реальной жизни, что-то - только на выставке, в том числе чертежи уже разрушенного и сгоревшего - здания банка Международной торговли и здания компании морских перевозок ЦИМ – оба располагались на бульваре Ротшильд.

В начале 60-х годов Дов Карми, работавший уже вместе со своим сыном Рамом Кармим изменил стиль на более европейский, более "культурный" – еще более бюргерский в самом положительном смысле этого слова.

А что же выставка? Если вы не в меру любопытны, то может вам удастся вытянуть из тихо поблескивающих экранов сведения об архитектуре тех времен, о влиянии на Карми творчества Корбюзье, классической геометрии и Альгамбры в Гранаде и о том влиянии, которой сам Карми оказал на модернизм в архитектуре в те годы, когда торговый пассаж на Алленби был новым словом в градостроительстве.

28 декабря в 20.00 в павильоне Елены Рубинштейн пройдет беседа с куратором выставки. Вход на выставку – свободный.
Сайт тель-авивского музея - tamuseum

Маша Хинич, tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments