karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

"Новые дикие" в Тель-Авиве

Нью-йоркская пара филантропов, любителей прекрасного, поклонников музыки и живописи и, что особо важном нам в данном случае, коли пришла пора собраться на новую выставку, коллекционеров - Сюзан и Мартин Сандерс - передали в дар Тель-Авивскому музею искусств картины из своего собрания немецкого нео-экспрессионизма. Демонстрируемую с середины ноября живопись, вводящую в приятную оторопь своей хлесткой силой, дерзостью красок, брутальностью и необузданной яркой дикостью.

Для увеличения нажми на меня!

 

Недаром группа, к которой относятся модные и спорные берлинские художники 1980-х, немецкие "фигуративные" живописцы: Райнер Феттинг, Хельмут Миддендорф, знаменитый Саломе - Вольфгнаг Людвиг Циларц, Петер Шевалье и Карл Хорст Хедике – группа немецких нео-экспрессионистов - получила у искусствоведов название немецкие «Neue Wilde» - "Новые дикие", чей знаменитый лидер и классик Георг Базелиц в Тель-Авив пока не приехал – не очно, не заочно.

Работы у "диких" столь сочные, что промокнем поначалу первые сопли восторга, простите впечатления, сухими сведениями от старшего брата – "Википедии": "Нео-экспрессионизм (Neo-expressionism) — направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970-х и доминировало на арт-рынке до середины 1980-х. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Нео-экспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам".

Переписать "Википедию" простыми словами после посещения выставки можно так: "Нео-экспрессионизм это последовательный «изм» авангарда во весь цвет! Это ярый панковской постмодернизм. Это свобода и широкие мазки грубой кистью - именно они характерны для этого живописного течения. Нео-экспрессионизм - "буря и натиск" конца 20-го века – и этот стиль достаточно просто опознать. Выставка в Тель-Авивском музее тому подтверждение. Много краски, подчеркнуто неаккуратно, крупноформатные полотна, нарочитая небрежность и рассчитанная на эффект грубость исполнения, истошная яркость цвета, гиперэкспрессивность, волнения на полотне. Размер полотен – соответственно амбициям. Так нео-экспрессионисты бунтовали против минимализма, против модного лозунга "мало - это хорошо", пытаясь в 70-х годах прошлого века вернуть искусству телесность. «Концептуалисты и минималисты, возвышая дух, бесконечно терзали плоть искусства и довели его до состояния дистрофии и практически полного истощения. «Новые дикие» в полном соответствии со своим названием абсолютно дикарскими способами стали заново изобретать фигуративность». Дерзнули, рискнули и изобрели новый тип живописи, про который Георг Базелиц сказал " Реальность - это не то, что на картине, это сама картина».

Для увеличения нажми на меня!

af8950744b0165241b750cf364651655_NEO_L.jpg

7f6dce591547d1ca8a50f1d10faf1ad0_NEO_L_02.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Работы из коллекции Мартина Сандерса отлично и во всю стену иллюстрируют тенденцию "возвращения к живописи", проявившуюся в Европе и США в 80-е годы, как реакция на минимальное и концептуальное искусство 1960-х и 1970-х годов. Чувственные свежие, с излишним натурализмом и даже соблазнительные картины, возникшие в тени Берлинской стены, вобравшие в себя элементы и немецкого экспрессионизма начала 20 века и американского абстрактного экспрессионизма.
Появление "новых диких" в Германии означало приход новой моды, "Новые дикие" были явлением, параллельным панку и пост-панку. Нео-экспрессионистов было немного: так что издавались альбомы с одним и тем же набором художников, их же работы показывались на выставках современного немецкого искусства. Сейчас многие художники той волны выпали из сферы актуального искусства, арт-истеблишмент про них забыл. А Тель-Авивский музей напоминает, показывая их картины с головоломными ракурсами и бурной динамикой в сочетании с четкостью.
Их полотна огромны, аляповаты, краска намазана, что называется, с плеча, никакой "художественностью" с тщательной выписанными деталями нет и в помине. Зато есть свобода! Свобода вслед идеям немецких экспрессионистов из знаменитой берлинской группы "Die Brücke" - "Мост", а также утрированность, обновление, восхищение урбанизмом на грани помешательства. Изысканная угловатость, броские цвета дискомфорта – красный, розовый, сиренево-синий, тревожный черный, кричаще-желтый.
Они использовали «умершее» искусство живописи и выставляли напоказ фигуративность, эмоции, воспоминания, символизм. Живопись этих анархистов от искусства осязательна и спонтанна, свободна от любых правил. Нет правил - значит трактуйте, как хотите, так что кто захочет, тот найдет в их живописи влиянии всех "измов" - экспрессионизма, постимпрессионизма, сюрреализма, абстрактного экспрессионизма, ар-брют, искусства информель и поп-арта, и даже граффити.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Филантропы и любители искусств, почитатели живописи и музыки, всеми силами и способами поддерживающие Израиль - Мартин и Сюзан Сандерс - делают для нашей страны столь много, что этого действительно не перечислить, но стоит сказать, что одно из направления их благотворительной деятельности - образование для детей с ограниченными возможностями. Их четверо детей – как и родители – придерживаются сионистско-религиозных взглядов

Мартин Сандерс начал собирать свою коллекцию, еще будучи студентом в Париже, где он изучал медицину. Поначалу он увлекался современным искусством – в его собрании есть работы Пикассо, Матисса, Леже и Марино Марини. Немецким нео-экспрессионизмом он увлекся в начале 80-х, когда часто приезжал в Берлин по делам. Сандерс лично перезнакомился со всеми художниками, чьи работы находятся в его коллекции, а с Райнером Феттингом сдружился на долгие годы. Кстати, все наброски Феттинга к картине "Суббота в Нью-Йорке" 1993 года сделаны именно в доме Сандерсов в те часы, когда семья собиралась к субботней трапезе. Мартин Сандерс строил свою коллекцию интуитивно, не прибегая к помощи к арт-диллеров или искусствоведов, полагаясь на интуицию и собственный вкус. И ему удалось собрать такие работы, принять выставки из которых сочли за честь крупнейшие музеи в Германии, России, Финляндии, Дании, Испании и Израиля, где еще в 1992 году в павильоне современного искусства имени Елены Рубинштейн в Тель-Авиве была организована экспозиция "Новая живопись из Берлина" Мартин Сандерс жертвует средства на поддержку Тель-Авивского музея искусств с начала 1990-х годов, став активистом общества "Американские друзья музея". И это далеко не единственное поле его благотворительной деятельности в Израиле: он также поддерживает академию "Бецалель", Еврейский университет в Иерусалиме и культурный фонд "Америка-Израиль".

Сайт Тель-Авивского музея искусств - tamuseum
Выставка продлится до 10 февраля 2011 года.

Маша Хинич, tarbut.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments