karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Category:

Накопления Мотке Блюма

Мотке Блюм – человек-легенда. Ему 85 лет, но в нем по-прежнему бродит юношеский идеализм движения "Гордония", вывезенный им во время Второй Мировой войны из Румынии. Он – известнейший художник, один из ведущих в Израиле специалистов по мозаичным работам, реставрировал все значительные мозаики на археологических раскопках в Израиле, сотрудничал с ЮНЕСКО, преподавал в США, ведет многочисленные курсы живописи в Иерусалиме - городе, из которого не хочет уезжать больше никуда, но ради своей персональной выставки "Фазы материи" в "Бейт-Кастиэль" на задворках квартала Флорентин спустился все-таки на прошлой неделе в южный Тель-Авив.

Для увеличения нажми на меня!

 

Всего же персональных выставок за 60 лет творчества годы у него прошло около сотни. Мотке - динамичный, бодрый, куда более молодой, чем собравшиеся на вернисаже тель-авивские ленивцы. Свои выставки он уже не считает, но перечисляет жанры - фрески, мозаика, скульптура, ювелирное дело, рисунок, живопись, ассамбляжи. Мотке Блюм закончил академию "Бецалель" еще в 50-е годы, под руководством самого Мордехая Ардона. За годы своей работы он мало того, что пережил все правительства Израиля, он еще и прожил в своем творчестве все стили, но сейчас все более склоняется к принципам постмодернизма с его внимательным отношениям к деталям и умением превратить готовый объект в живописный образ.

Ассамбляж - основная техника работ, представленных и на сей раз, на выставке "Фазы материи", а вообще работы Мотке хранятся в музеях по всему миру, выставляются на аукционах. Но он - филантроп - доходы от продаж передает в помощь различным общественным организациям, сам же преподает живопись инвалидам, вспоминая в разговоре, как во время Шестидневной войны сидел в подвалах иерусалимского квартала Мусрара, обстреливаемого с обеих сторон и рисовал там с детьми, пытаясь их успокоить.

Ассамбляжи Мотке Блюма невелики размерами. Но они не теряются даже в огромных залах "Бейт-Кастиэль" - центре дизайна мебели, среди мегаламонических диванов, гигантских кроватей, раблезианских столов и огромных коряг. Места в "Бейт-Кастиэль" немало, три года назад там проходила первая выставка проекта "Свежая краска". Экспозиция Мотке Блюма "Фазы материи" куда как более скромна, едва ли не прячется в простенках между шкафами. Работы из "Фаз материи" на первый взгляд - белые, прозрачные, как растаявшие в молоке тумана тени, как перистые облака, среди которых ненароком вдруг кто-то бросил (или забыл) то детскую куклу, то яркую тряпицу, то синий кусочек неба. Вглядываешься в синеву - и небеса раскрываются, и оказывается, что плотный светлый дым на холсте - обманчив. За ним – люди, думы, города, прогулки, тени, улицы, подворотни и дома, закоулки и летящие буквы.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

"Ассамбляж" означает на французском смешивание, соединение, собрание. Такова и каждая работа Мотке Блюма - собрание разношерстных вещиц, рамок, картин, миров. Картинка мира в рамке, а рамка впаяна в холст, который больше ее размерами, и на нем еще картинки и еще миры, и еще вещицы в рамке. Гротескно абсурдные реальные натюрморты, радикально меняющие привычные смыслы вещей. Ассамбляжи Блюма - мини-коллекции утилитарных вещиц, суть которых изменена художником на холсте.

Вот, к примеру: рамка, полотно, жестянка кока-колы, яркий пластмассовый цветок, абстрактный фон и подпись - Мотке. Или - гипсовая слепая маска, солнцезащитные очки, щетка для волос, циферблат часов, обрывки веревок, абстрактный фон и снова подпись - Мотке. Рама, впаянная в холст, в четыре раза больше ее размерами, по углам разбросаны лица, образы, типажи. И подпись художника - Мотке. Удивительная личность Мотке Блюма проглядывает на всех работах. Художник следит за зрителями, которые в свою очередь понимают, что им надо сквозь прорехи в холстах разглядеть то, что происходит во внутренних слоях ассамбляжей. На выставке "Фазы материи" в "Бейт-Кастиэль" Блюм представил ассамбляжи, сделанные им в последнее десятилетие, которые собраны из простых вещей повседневного обихода - но и вдруг над ними летит нарисованная птица - а еще и из эмоций, опыта, чувств, юмора и печали, из никчемного и мудрого, земного и небесного. Совпадение объектов в пространстве, фрагментов, мастером превращенных в предмет искусства, рельефную скульптурную картину.

Мотке собирает выброшенные предметы, а потом буквально вклеивает их в холст, как мозаику, и уже в новых условиях вырывает их из привычного контекста. Состояние вещей меняется, их реальная суть уходит, а проявляется тревожная драматическая реальность задумки, картинки. От кукольной наивности ничего не осталось, а сами куклы стали свидетелями мудрости поп-арта, цвета, формы и структуры.

Ассамбляжи Мотке Блюма хочется потрогать, взять в руки как игрушку – они тактильны, приятны на ощупь, по всей видимости… Неудобно было на вернисаже в присутствии художника вести пальцем по холстам, а так хотелось проверить реальность всех слоев, фазы материи.

Одновременно с выставкой в "Бейт-Кастиэль" экспозиция работ на бумаге Мотке Блюма "Фазы материи- II" (также последних десяти лет) открылась в центре "Rosebud" в Сохо в Нью-Йорке. Тема выставки сходная - трансформации и изменения состояний и образов. (Rosebud - центр моды и дизайна в Нью-Йорке, сотрудничающий только с израильскими художниками).

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

***********

Мотке Блюм родился в 1925 году – в тогдашней Румынии, нынешней Молдавии, в деревеньке Ракчин, но вскоре его семья перебралась в Бухарест, где, как вспоминает Мотке, любимым местом его времяпровождения стал цирк, расположенный около родительского дома. Мотке рассказывает: "В детстве я либо рисовал, либо лепил из глины, либо проводил время за кулисами цирка с клоунами и рабочими – и уже тогда решил, что свяжу свою жизнь с творчеством или искусством".

В 16 лет, во время войны, Марко-Мотке был отправлен на принудительные работы и даже тогда ухитрялся рисовать на стенах и на вагонах. Мотке был членом движения "Гордония", стал подпольщиком и помогал многим румынским евреям, бежавшим из местечек в Бухарест. Он дважды пытался отплыть из Констанции в Эрец-Исраэль, его дважды ловила полиция и после тюремных отсидок вновь отправляла на принудительные работы. В очередной раз он убежал из трудового лагеря в августе 1944 года, вновь пробрался на корабль, который должен был отплыть в сторону Хайфы. На борту были тысячи эмигрантов, сироты из Транснистрии и лишь у единиц были сертификаты. Всего во флотилии были три корабля в сопровождении Красного Креста, но Марко-Мотке в последнюю минуту попросили перейти на другой корабль. Первый же был взорван через несколько часов на его глазах в открытом море торпедой с немецкой подлодки. Самому же Мотке удалось доплыть до Турции, откуда спасшиеся сначала пешком, потом на поездах, через Сирию добрались до Атлита и были помещены в лагеря для перемещенных лиц. Позже, в 1946-м году, Мотке поселился в одном из кибуцей движения "Гордония" в долине Бейт-Шеана, но, подхватив малярию, уехал в Нетанию, работал штукатуром и мечтал рисовать хотя бы на стенах.

В 1948 году он участвовал в Войне за Независимость, и только в 1951 году начал заниматься на вечерних курсах в академии "Бецалеле" у профессора Бен-Цви и у Мордехая Ардона. В 1952 году он перешел на ювелирный факультет, изучал живопись, эмаль, скульптуру. Закончил "Бецалель" с отличием, получив приз за выпускную работу, еще во время учебы закончив курс ЮНЕСКО по реставрации мозаик и фресок.

В 1956-м Блюм уехал в Голландию, где снова учился - на королевской фабрике серебряных изделий. И уже в 1958-м году он открыл собственную студию в Иерусалиме и первый же его заказ был государственный: мозаичная копия знаменитой карты "Медва" к 10-летию страны. Через два году мозаику с картой Израиля у Мотке заказал Институт Вайцмана, а следующее мозаичное панно Блюма было выставлено уже в Нью-Йорке на Пятой авеню в филиале одного из израильских банков.

Мотке Блюм преподавал, восстанавливал мозаики, занимался миниатюрой и скульптурой, и рисовал - прежде всего Иерусалим. Его выставки проходили по всему миру - Австралия, Новая Зеландия, десятки городов США, Австрия, Чехия, Голландия, Франция…

На выставку во Франкфурте, посвященную 80-летию Тедди Колека, Блюм был приглашен как художник, чьи работы ассоциируются с Иерусалимом. Его мозаики украшают десятки общественных зданий в Израиле и за границей. Немало общественных организаций заказывали у него плакаты и панно. Его скульптуры стоят в здании больницы "Хадасса" на горе Скопус в Иерусдаиме. Его рисунки украшают обложки множества книг, он иллюстрировал книги Агнона, псалмы, переводы ТАНАХа.

Блюм много работал с детьми и в Израиле и в США, пока в некий день не решил, что никуда больше не хочет уезжать из Иерусалима. Исключение было сделано в 1981 году, когда он за свое творчество получил престижную премию Вебеля и ездил с лекциями по музеям США и Канады, в собраниях которых хранятся его работы.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

40 лет Мотке Блюм занимался реставрациями фресок и мозаик в Израиле по заказам Управления древностей и ЮНЕСКО, восстанавливая мозаики в Бейт-Альфа, Бейт ха-Шита, Шаараим, на Массаде, где работал вместе с профессором Игалем Ядиным и в десятках других мест. И уже больше 40 лет он работает в своей студии в Хуцот ха-Йоцер в Иерусалиме возле стен Старого города.

В 1996-м году вместе с писательницей и составительницей антологий Элиан Вильсон Мотке издал книгу "Jerusalem: Reflections of Eternity" , а в 1994 и 2008 чешские кинодокументалисты сняли о нем фильм "Все цвета – белые". В 2006-м году он получил особый приз за серию работ об Иерусалиме, участвовал во многих проектах памяти Катастрофы - но только в последние годы, по настоянию уже внуков. Часть его работ, посвященных Катастрофе, экспонируются в Музее Катастрофы в Вашингтоне.

Все цвета - белые… Именно так воспринимается его нынешняя выставка "Фазы материи". Все цвета – белые, но в них собрана вся радуга.

Выставка "Фазы материи" продлится до 16 декабря
Часы работы выставки в "Бейт-Кастиэль" (Тель-Авив, ул. Альфаси, 36) - с воскресенья по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 13.00
Сайты художника: motkeblum и israel-art-motke



Маша Хинич, tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments