karga_golan (karga_golan) wrote,
karga_golan
karga_golan

Categories:

Герман Штрук и Мане-Кац объединяются

Вскоре – совсем вскоре, если верить тому, что плану осуществляются в сроки, в Хайфе откроются два новых музея, которые станут частью объединенных "Хайфских музеев", включающих на сегодня четыре культурных заведения: Морской музей, Японского искусства имени Феликса Тикотина, Истории города и Музей современного искусства. Два новых музея к ним присоединятся, но если точно и честно – не совсем новых, а обновленных, после ремонта, замены экспозиций, расширения и приобретения новых ковров, коллекций и знаний, кто такие были Герман Штрук и Мане-Кац и почему музеи их имени расположены в их же домах в Хайфе.
Стоит сказать, что творчество немецко-еврейского гравера Штрука и русско-французско-еврейского художника Мане-Каца не обделено вниманием израильских кураторов, не раз устраивавших их выставки. Но в суете последних лет их имена стали забываться, - но только до 2011 года, когда в апреле после капитального ремонта откроется дом-музей Мане Каца на улице Яффе-Ноф, а в конце декабря - Музей Германа Штрука в доме художника на улице Арлозоров.

Для увеличения нажми на меня!
Дом Германа Штрука в Хайфе

 

"Бейт-Штрук", охраняемый Советом по историческим памятникам, был построен в начале двадцатых годов Александром Бервальдом и долго принадлежал городской консерватории – в нем был расположен Центр музыки и художественного творчества. Что интересно – в подвальном этаже дома до сих есть действующий резервуар, из которого все еще берут воду для бытовых нужд.
В музее будет создана постоянная экспозиция, основанная и на коллекции произведений Штрука из Хайфского музея, и на частных собраниях (возможно, на собрании коллекционера произведений Штрука Мики Бранштейна). А еще в Доме Штрука осталась его мебель, личные вещи, тетради с эскизами, дневники путешествий – хорошо известна поездка Штрука в Северную Америку. На верхнем этаже "Бейт-Штрук" будет создан семинар печати, где преподавание будет вестись по разработанным им методам (у него, к слову сказать, учились Марк Шагал и Леонид Пастернак). Вплотную к старому дому Штрука возводится дополнительное помещение для временных выставок, мастер-классов, кафе, музейного магазина и т.п.

Музей Мане-Каца в Хайфе – один из самых симпатичных и уютных художественных музеев страны - расположен в доме, которым по завещанию художника распоряжался Хайфский муниципалитет, потому и не удивительно, что ремонт в нем не проводился со дня открытия – с 1977-го года. Ремонт – ремонтом, будет меняться все, даже постоянная экспозиция, но выложенные арабскими расписными изразцами полы обещали не трогать. Первой выставкой в обновленном музее станет ретроспектива Мане-Каца. Вторая будет посвящена предметам иудаики из коллекции самого Мане-Каца и из отдела этнологии Хайфского музея искусств.

********

Герман Штрук – немецко-еврейский художник – весьма известный и столь же почитаемый. В конце 2007 года в Открытом музее в Тефене проходила его ретроспективная выставка, и тогда канцлер Германии Ангела Маркер направила Стефу Вертхаймеру – основателю Открытых музеев - письмо, где отозвалась о Штруке, как о немецком художнике. Почему нет - ведь он служил офицером в годы Первой Мировой войны в армии Германии, занимаясь делами восточноевропейских евреев и по ходу дела создавая литографии с зарисовками их быта. Так что может он все-таки еврейский художник? Споры продолжаются, но то, что Герман Штрук был выдающимся рисовальщиком и гравером – бесспорно, у него учились многие художники 20 века и его имя почитаемо по сей день.

Герман Штрук (1876-1944) – художник, гравер, мастер офорта и литографии, сионист, общественный деятель - был личностью примечательной, известным художником в немецко-еврейском мире и в Эрец-Исраэль. Уже в начале 20-го века критики его захваливали - критики тех времен, разумеется, нынешние более беспощадны и язвительны. Штрук много путешествовал: после учебы в Берлине он побывал в Голландии, Дании, Палестине, а также в Швейцарии, Швеции, Англии и в США. В Эрец-Исраэль приехал в 1903 году (тогда ему удалось продемонстрировать четыре своих картины на 5-м Сионистском конгрессе: полотна, изображающие палестинские пейзажи и маленькие европейские города), в США побывал в 1912-м. Отчеты об этих путешествиях стали широко известно благодаря его дневникам и зарисовкам.

02ea1e4249c812389b78f073b72856be_123145345926Shtruk-portret_1.jpg
Герман Штрук

Штрук был сионистом, верующим евреем, соблюдающим традиции, и одновременно вел светскую жизнь: знакомства и связи у него были по всей Европе, что немало ему помогло, когда во время Первой Мировой войны он выполнял задания немецкой армии, связанные с еврейством Галиции и Польши. Может именно поэтому, хорошо понимая, куда идет Германия, он решил покинуть ее еще в 1922 году и поселился в Хайфе, на склоне Кармеля, в доме, спроектированном специально для него архитектором Александром Бервальдом, его другом и сокурсником по Берлинской Академии художеств. Во время Второй Мировой войны Штрук пытался помочь бегству евреев из Европы. Он умер в 1944 году в Хайфе и через 63 года после смерти удостоился ретроспективной выставки в Берлине и в Галилее.

В 1920-30-е годы в его особняке на Кармеле бывали многие художники. Герман Штрук был талантливым педагогом, среди его учеников – известные еврейские и израильские художники: Яков Штейнгардт (его выставка проходит сейчас в Музее Израиля в Иерусалиме), И. Будко, Н. Гутман, Ц. Гали, Анна Тихо и, наконец, Марк Шагал. Штрук участвовал в создании, а в дальнейшем во многом способствовал деятельности Школы искусств и ремесел «Бецалель» в Иерусалиме. Возможно, что Хайфу он выбрал благодаря роману Герцля «Альтнойланд» («Страна возрождения» - того самого, эпиграфом к которому стали знаменитая фраза «Если захотите, это не будет сказкой»). В 1902 году Герцль писал: «Дивный город раскинулся над беспредельной лазурью моря. Из моря пышной зелени выступали изящные белые виллы. Тысячи новостроек обозначились и высветились в зелени цветущих садов. Гигантские каменные молы купались в воде огромной великолепной гавани».

Герман (Хаим Арон бен Давид) Штрук родился в 1876 году в Берлине в ульраортодоксальной семье и всю жизнь был глубоко религиозным евреем. Тем не менее, он выбрал не совсем принятый для его круга род занятий: стал художником. С юных лет Герман увлекался рисованием, посещал художественную студию, а в 19 лет стал студентом Берлинской Академии искусств. Закончив после пяти лет учебы в 1900 году Академию искусств в Берлине, Штрук поехал в Голландию, где стал учеником Йозефа Исраэлса (его картины хранятся в Тель-Авивском музее искусств и в музее Хехта при Хайфском университете – том же, где есть работы и самого Шрука), основателя гаагской школы художников-реалистов. Наиболее Штрука привлекала графика - в Голландии он изучал офорт и литографию. Там же, в Голландии, Штрук познакомился с известным немецким импрессионистом Максом Либерманом, вовлекшем Штрука в основанное им творческое объединение «Берлинский Сецессион».

Завершив обучение в Академии, Штрук сам начинает преподавать. Среди его учеников – известные немецкие графики: Ури Лессер (один из соратников Либермана), Луис Коринт и Макс Слефогт. Одна из первых его учениц была из России - Е. Клемм (Гринберг-Самуильсон), ставшая известным художником. Она работала в Москве и Петербурге, но потом ей припомнили обучение в Германии и сослали в Ашхабад, затем разрешили вернуться в Киев, где Е.Клемм погибла во время немецкой оккупации (ее работы сегодня хранятся в музеях России и Австрии).
Штрук обновил граверное искусство: он мог гравировать с натуры прямо на доску, не делая набросков, импровизируя, но при этом его работы отличались точностью и четкостью. Он выработал собственную технику, комбинируя приемы гравирования, что давало новые возможности в изображении пейзажей. Штрук выполнял литографию без предварительного рисунка, то есть сразу готовил оригинал для печати. Именно ему заказывали рисунки для знаменитой серии «Еврейский мир в почтовых открытках», которые в Европе в начале 20-го века стали входить в моду. Вместе с Германом Штруком над этой серией работали самые известные еврейские художники из Германии и Польши. Параллельно художник создавал пособие для начинающих графиков. Книга «Искусство офорта» (Берлин, 1908, издававшаяся 5 раз только до 1923 года. Отдельные тиражи содержали оригинальные гравюры Штрука и других известных мастеров того времени, таких как Макс Либерман, Эдвард Мунк и Макс Слефогт) стала руководством для многих поколений художников, попала к Марку Шагалу - уже известному к тому времени художнику. Это был 1922 год. Марк Шагал стал учеником Штрука и позже, когда сам стал работать в жанре графики, подчеркивал, что его учителем был Герман Штрук.

В начале 20-го века Штрук занимается активной общественной деятельностью, став одним из инициаторов создания общества «Мизрахи» — религиозной фракции Всемирной сионистской организации. Девизом этого движения являлся лозунг «Земля Израиля - для народа Израиля, согласно Торе Израиля». В 1903 году Штрук вместе с писателем А. Фридменом впервые посещает Эрец-Исраэль, в результате чего вышли в свет очерки Фридмена «Картины путешествия по Палестине» с иллюстрациями Штрука - литографиями «Мертвое море», «Гробница Рахель», видами Яффо, Хайфы и других городов. В том же году появляется один из наиболее известных рисунков Штрука – портрет Теодора Герцля. Штрук был широко известен и как график-портретист. Среди его работ в этом жанре – портреты Герцля, Фрейда, Эйнштейна, художников Йозефа Исраэлса и Леонида Пастернака, Гейне, Ибсена, Стефана Цвейга, архитектора Александра Бервальда. Он создал также портреты Генрика Ибсена, Фридриха Ницше и Оскара Уальда. Штрук не просто рисовал портреты, но был хорошо знаком с писателями, художниками и учеными, с теми же Арнольдом Цвейгом, Луисом Коринтом, Альбертом Эйнштейном, Зигмундом Фрейдом и Теодором Герцлем. Эйнштейну так понравился его портрет, что он отпечатал несколько копий и посылал на память своим друзьям. На обороте этих портретов он не забывал указать - «Художник - Герман Штрук».

В 1914 году, будучи офицером немецкой армии в ходе Первой Мировой войны Штрук оказывается в еврейских местечках Восточной Европы (в начале войны он добровольцем пошел на фронт и служил унтер-офицером Германской армии ответственным за связи с еврейскими общинами Белоруссии и Литвы). Увиденное в Литве, Польше и Западной Белоруссии художник зарисовывает в дневник, посылает свои рисунки в немецкие журналы и позже создает цикл рисунков на тему еврейского быта "Зарисовки Литвы, Белоруссии и Курляндии" (1916 г.) В 1919 году он принимает участие в качестве члена делегации Германии по еврейским делам в Версальской мирной конференции, а через год вместе с писателем Арнольдом Цвейгом издает книгу «Лик восточного еврейства» по следам их встречи в Литве в 1915 году. Штрук считал, что «восточные евреи в наибольшей степени олицетворяют дух диаспоры», без которого он не представлял себе будущее Израиля. Обе книги с литографиями Штрука - «Картины путешествия в Палестину» и «Лик восточного еврейства» сегодня являются антикварными раритетами.

*************

e85b4a4c612c96d05a4233b31620588b_Mane_Katz.jpg
Мане-Кац

У Мане-Каца – не менее яркая биография, чем у Штрука. А звали его Имануэль Кац – Моня, на французский манер – Мане, и попав в Париж, он начал на французский манер подписывать свои работы "Мане-Кац". А родился Мане-Кац в Кременчуге в многодетной семье служки одной из синагог уже в позапрошлом веке – в 1894 году. В 16 лет он понял, что живопись привлекает его больше, чем перспектива стать раввином, ушел из йешивы и с 2 рублями в кармане добрался до Вильно, потом уехал в Миргород, и в 1911 году - в Киев, в Киевскую Школу изящных искусств. Учиться в Париж он поехал в 1913 году, раздобыв рекомендательные письма к барону Гинцбургу и скульптору Нахуму Аронсону. Попал в Школу изящных искусств к профессору Фернану Кормону, известному тем, что у него учились Ван Гог и Тулуз Лотрек. И в то время – Хаим Сутин.
В 1914-м году после начал Первой мировой войны, Мане-Кац вернулся в Россию, жил в Петрограде, перезнакомился со всеми художниками того времени и уже тогда начал собирать живопись и предметы иудаики, и богатство его коллекции производит впечатление и по сей день. Революция 1917-го года заставила его вернуться в Кременчуг, где он начал преподавать живопись. В 1921 году Мане-Кац навсегда покидает Россию, вновь уезжает в Париж и живет там более 30 лет, снискав славу экспрессиониста, импрессиониста и еврейского художника - «летописца своего народа». Факт, что Мане-Кац был примечательной личностью и выдающимся художником: его первую выстввку в Париже в 1923 году посетил Пабло Пикассо и внимательно рассматривал каждую картину, позже приобретя несколько полотен художника. Портрет Мане-Каца работы Пикассо от 1932 года хранится в Хайфском музее искусств.

В Эрец-Исраэль Мане-Кац впервые попал в 1928 году . «Что больше всего удивило меня, — писал художник, — это насколько все здесь напоминает жизнь маленького еврейского города в России… я вспоминал свое детство… Приближается канун субботы. Город (Тель-Авив) замирает, прекращается движение. Вы можете увидеть субботние свечи, зажженные в открытых окнах. Благостная тишина простирается над городом… Я снова думаю о своем детстве…» (23 сентября 1928 года, газета «Рассвет», издававшейся в Париже под редакцией Жаботинского). Позже – в 1937-м году за картину «У Стены Плача» - он получил золотую медаль на Всемирной Парижской выставке 1937-го года.

В начале Второй мировой войны Мане-Кац, как гражданин Франци был мобилизован рядовым и отправлен в военную школу. Оказавшись со своей частью в Руане, он попал в плен к немцам, но сумел бежать. Ценой неимоверных усилий добрался до Америки. С 1940 и до окончания войны Мане-Кац жил в Нью-Йорке. Первым из художников в 1945 году вернулся в Париж.

8d3adc39812b809717827fbd4ef51c91_mane_kats1.jpg
Дом Мане-Каца в Хайфе

Летом 1946 года он снова приехал в Эрец-Исраэль. А спустя два года, во время войны за Независимость привозит в Тель-Авивский музей шестьдесят своих работ. С того времени он приезжал в Израиль каждый год. В последний раз он уехал в Париж и вернулся в Израиль уже смертельно больным. Еще в 1958 году, при ешл жизни мастера, с муниципалитетом Хайфы было достигнуто соглашение о строительстве для него дома и мастерской — в обмен на завещание, в котором городу передавались все его произведения и собранная им уникальная коллекция. Здесь, в этом доме, он провел последний год своей жизни. 9 сентября 1962 года Мане-Каца не стало.
Его полотна хранятся и в других музеях мира: в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в музее Израиля в Иерусалиме, в музеях Парижа, Одессы и других городов.

Маша Хинич

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments